Гроты Лунмэня

Гроты Лунмэня
Гроты Лунмэня

В конце V века правительство императора династии Вэй приняло решение о переносе столицы в город Лоян. В то время из Индии уже был заимствован и получил распространение буддизм, особенно среди имперской знати. А создание пещер в горах под влиянием буддизма вошло в моду. И в 493 году в горах Лунмэнь начались работы по строительству пещер, в которых планировалось проведение буддийских ритуалов. Около четырех веков в гротах Лунмэня появлялись новые статуи и рельефные изображения, сделанные умелыми ремесленниками.

К огромному сожалению, в IX веке начались преследования буддистов, и как следствие, разрушались буддийские храмы и постройки. Впоследствии разгром и грабеж продолжили западные коллекционеры. А в годы «культурной революции» вандализм хунвейбинов не знал предела. Таким образом, был нанесен огромный урон одному из прекраснейших храмовых ансамблей Китая.

Буддийское искусство в основе своей содержит созидание, о чем свидетельствуют гроты Лунмэня. И до сегодняшнего дня в них сохранилось 43 пагоды, более 1000 изображений святых, около 2100 киотов и около 4000 надписей на камнях.

Современный музей «Гроты Лунмэня» состоит из четырех частей, которые расположены вдоль реки Ихэ. Главная часть комплекса — западный берег реки Ихэ. Как раз здесь находятся самые впечатляющие скульптурные композиции Лунмэня.

Пещера Биньян находится сразу после входа. Она появилась еще в начале шестого века одной из первых, и планировалось сделать в ней пещерный храм, состоящий из трех отдельных гротов. Однако до конца довести удалось только центральный грот. Из-за политических коллизий того времени боковые гроты остались недоделанными. Далее в окружении своих учеников находится улыбающийся Будда Гаутама. Он одет в домашний халат, как бы показывая доступность буддизма обычным людям. После пещеры Биньян протянулась череда гротов, вырубленных еще в середине шестого века.

В гроте Поклонения предкам или Фэнсянсы находятся самые большие и величественные скульптуры Лунмэня. Грот Фэнсянсы был построен в 672 году на деньги императрицы Цзетянь, которая прославилась железной волей, жестокостью и твердым характером. В то время она приняла решение о казни брата своего покойного мужа, также сумела оттеснить от власти сыновей-наследников и решительно подавила многочисленные мятежи недовольных ее правлением. И все же, несмотря на все свои отрицательные качества, императрица финансировала строительство большого количества храмов, в том числе и Фэнсянсы. В этом гроте находится фигура Будды Вайрочаны высотой 17 метров. Он олицетворяет собой чистейшее сознание. Будда сидит в медитативной позе с улыбкой на лице. Возле него стоят архаты и бодхисатвы, помогающие донести до простых смертных всю глубину буддийского учения. Существует мнение, что специально лику Будды Вайрочаны были приданы черты лица императрицы Цзетянь. Хотя точного подтверждения этому нет.

Пещерный храм Гуян замыкает череду гротов на западном берегу реки Ихэ. Именно с этого храми и началось строительство Лунмэня. Внутри можно увидеть трех Будд высотой до шести метров. Центральная статуя, по мнению ученых, очень похожа на императора Сяовэня. На стенах пещеры изображена жизнь Будды Гаутамы, выполненная богатой резьбой.

Пещеры, находящиеся на восточной берегу реки Ихэ, были высечены в эпоху Тан. К огромному сожалению, все гроты находятся в плохом состоянии, многие статуи потеряли свой первоначальный облик. В основном, они похожи на расплывчатые фигуры, у которых нет ни рук, ни головы.

К северу от гротов восточного берега реки Ихэ находится буддийский храм Сяншань. Он был построен во второй половине 18 века при императоре Цянлуне.

Гроты Лунмэня являются музеем скульптуры и барельефного искусства под открытым небом. В 2000 году из внесли в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.