Культура Индии

Культура Индии
Культура Индии

При всем разнообразии национальных, лингвистических, религиозных и кастовых особенностей многочисленных групп населения, культура Индии отличается удивительной целостностью и гармонией.
В 3000-1800 г.г. до н.э. во время хараппской цивилизации уже создавались памятники, характерные черты которых, впоследствии стали ассоциировать с культурой Индии. Статуя мужчины, найденная в Харапе в результате археологических раскопок, рассказывает о том, что уже в те времена использовалась практика йоги. А божество на одной из печатей схоже с поздними изображениями Шивы.
Между 2000 и 1600 г.г. до н.э. некоторые племена ариев переселились в Индию. Арии говорили на санскрите и почитали богов, которые олицетворяли стихийные природные силы: богу огня Агнии, Индре громовержцу, всеведущему Варуне и божеству водной стихии. Посвященные этим богам гимны, входят в четыре сборника, называемых — Веды. Самый древний из них — Ригведа (ок.1500-1200 г.г. до н.э.). Ведическая поэзия отличается превосходным стилем, одухотворенностью и движением от внешнего сознания к внутреннему переживанию.

Культура Индии
Культура Индии

После того, как в 326 г. до н.э. Александр Македонский перешел Инд, греческое вторжение явилось основной причиной сближения Индии с греко-римской культурой. Затем царь Чандрагупта попытался объединить индийские княжества в единую империю. Но его внук Ашока (273-237 г.г. до н.э.) настолько проникся отвращением к военным действиям, что стал ревностным буддистом. Под его контролем высекались буддийские изречения на каменных колоннах, которые призывали к милосердию и состраданию.
В 319-540 г.г. во время Гуптской империи или еще ее называли «золотым веком древнеиндийской культуры» были созданы такие шедевры живописи и ваяния, как: фрески в пещерах Аджанты и изображения Будды в Сарнатхе. А еще в то время жил величайший драматург и поэт Калидаса, писавший на санскрите.
Установление в конце XII века мусульманского владычества стало поворотным моментом в культурной истории Индии. Влияние мусульманских и индуистских традиций друг на друга совершенно не мешало сохранению их индивидуальности.
Средневековые индуистские храмы стали заимствовать приемы мусульманской архитектуры — арку, купол, перегородки из мрамора и резного камня. В период правления Шах-Джахана (1627-1658 г.г.) были воздвигнуты такие шедевры индийской архитектуры, как Тадж-Махал и «Жемчужная мечеть» в Агре.

 

Культура Индии
Культура Индии

Смешение двух традиций оказало свое влияние и на живопись. Придворные художники Великих Моголов, вдохновленные творчеством персидских живописцев, создали школу миниатюр. В своих творениях они выражали религиозно-эстетические взгляды. Амир Хусров Дехлеви был одним из великих гениев Индии. Музыкант, лингвист, поэт — он изобрел некоторые музыкальные инструменты и один из основных языков Индии — урду.
В середине XVIII века начинается вторжение европейцев в Индию. В результате этого многие образованные индийцы, игнорируя свое национальное наследие, чрезмерно увлеклись европейской культурой. Но, несмотря на политический и культурный гнет, индийская культура продолжила свое развитие. Свой неоценимый вклад в индийскую литературу внесли выдающийся поэт Галиб и романист Банким Чаттерджи. В Джайпуре и Лакнау образовалась школа индийского танца катхак. Позже под главой Абааниндранат Тагора возникло движение, которое призывало к возрождению индийской живописи.
Культура Индии XX столетия знаменуется величайшим в истории человечества философом и поэтом Рабиндранатом Тагора. Его разносторонняя одаренность и индивидуальность проявились в различных сферах литературы и искусства — музыке, романе, драме, поэзии и даже живописи. Он был первым, удостоенным Нобелевской премии, писателем Востока. Он был основателем университета Вишва-Бхарати. Его влияние испытало целое поколение художников и писателей Индии. Тагор и Ганди считаются творцами современной Индии.