Российские морские курорты не хотят повышать конкурентоспособность

Казалось бы, финансовый кризис, заставляющий многих туристов отказаться от отдыха в Турции и Египте, — это шанс для российских морских курортов. Однако эксперты уральского туррынка уверены: о конкурентоспособности курортов Краснодарского края, Азовского моря, Крыма говорить все еще не приходится.

Сергей Бузько, директор турфирмы «Мир»:
Конечно, если заниматься активной туристско-поисковой работой, то найти хорошее сочетание цены-качества на российских морских курортах можно. Но с популярными Турцией и Египтом их сравнивать нельзя. Если отели 5* еще можно по качеству и концепции сравнить с турецкими, то отели 3-4* кардинально отличаются от зарубежных. За последние лет пять качество наших морских курортов безусловно повысилось, однако надо еще работать над инфраструктурой, дорогами. Пожалуй, наиболее качественный отдых можно найти в районе Геленджика – он хоть чем-то напоминает отели Кемера, Текеровы. Активно развиваются курорты Крыма. К турам в любимую многими Абхазию я бы рекомендовал относиться максимально осторожно – ввиду непонятного таможенно-визового режима.
Что касается ценовой политики российских и бывших советских морских курортов, стоимость отдыха неконкурентоспособна по сравнению с Турцией и Египтом. Стать конкурентоспособными российским курортам мешает отсутствие единой политики хотельеров и политики Ростуризма в отношении наших курортов, отсутствие государственно-частного сотрудничества. Еще одна проблема – отсутствие общей понятной политики российских курортов в плане продвижения себя и сотрудничества с туристическими компаниями. Они почему-то не организовывают рекламные и информационные туры, не привлекают к сотрудничеству туроператоров с большим опытом работы в сегменте зарубежного туризма. А обеспечить максимальную наполняемость за счет самостоятельных туристов, без посредничества турфирм, невозможно.

Дмитрий Кушев, коммерческий директор туроператора «Море Трэвел»:
Российские морские курорты без помощи государства не смогут конкурировать с Турцией и Египтом. В первую очередь из-за стоимости отдыха. Издержки отелей и курортов, на самом деле, в России и в той же Турции примерно одинаковые. Но наши морские курорты работают в лучшем случае 5 месяцев в году, и «размазать» издержки по всему году просто не могут. На ценообразование туров на российские моря влияет и налоговая политика нашего государства – за счет НДС стоимость тура вырастает минимум на 18%. Кроме того, зарубежные хотельеры регулярно проводят различные акции, вводят спецпредложения, снижая стоимость проживания. Российские хотельеры такой гибкостью не отличаются – они как выставили цены в начале сезона, так их все лето и придерживаются. Возможно, российские морские курорты надеются на частных туристов, которые организуют себе отдых не через турфирмы, а напрямую. Но в любом случае, без государственной поддержки цены на отдых в Анапе, в Сочи, в Геленджике не сделать конкурентоспособными.
Еще один минус отдыха на российском юге – стоимость авиаперевозки: она выше, чем в ту же Турцию. Поэтому многим туроператорам по России, да и самим туристам, приходится выбирать альтернативный вариант перевозки – железную дорогу. Это дешевле, но гораздо менее удобно.

Елена Шубина, директор турфирмы «География»:
К сожалению, наши российские партнеры реагируют на изменения экономической ситуации не так быстро и гибко, как зарубежные хотельеры. Никакой повышенной лояльности в связи с кризисом, к сожалению, российские морские курорты не проявляют. Цены на отдых на российском юге по-прежнему неконкурентоспособны. Сейчас стоимость туров в Турцию, Египет намного ниже, чем на наши моря. Даже по пляжному отдыху в Европе начали появляться «горящие» туры. Что касается качества отдыха, пожалуй, такие отели, как Radisson, действительно могут предложить отдых, по уровню комфорта сопоставимый с Турцией. Но вопрос – по каким ценам? И стоит ли он таких денег?