Тадж — Махал

Тадж - Махал
Тадж — Махал

Мавзолей-мечеть, расположенный на берегу реки Джамна в Агре. Он был построен в память об умершей при родах жене императора Шах-Джахана — Мумтаз-Махал.

Тадж-Махал начали строить в 1632 году, а завершили почти через двадцать лет — в 1653 году. На строительстве работали более двадцати тысяч мастеров и ремесленников со всей Индии, а также Ближнего Востока, Персии, Средней Азии. Специально был создан Совет архитекторов, который руководил строительством и находился под контролем императора. Главный автор проекта — архитектор Устад Ахмад Лахаури. Высота сооружения, находящегося на платформе, составляет 74 метра. Тадж-Махал имеет пять куполов и 4 минарета по углам, которые слегка наклонены в противоположную от усыпальницы сторону, чтобы не повредить ее в случае каких-либо разрушений.

Стены мавзолея выложены из полупрозрачного отполированного мрамора с великолепной инкрустацией из драгоценных камней. Этот мрамор специально привозили из уникальных древних раджпутанских каменоломен. Отличительной особенностью именно этого мрамора является то, что на заре он имеет розовую окраску, при дневном ярком свете он абсолютно белый, а ночью при лунном свете отливает серебром. Тадж-Махал в своей планировке и архитектуре имеет многочисленные скрытые символы. Так, на его центральных воротах высечены четыре аята из 89-ой суры Корана «Заря».

Справа и слева от усыпальницы располагаются две абсолютно одинаковые мечети из красного песчаника. Усыпальница построена так, что имеет относительно гробницы Мумтаз-Махал центральную симметрию. Лишь построенная позже гробница Шах-Джахана, нарушает эту симметрию. А весь комплекс мавзолея имеет осевую симметрию.

Название Тадж-Махал переводится как «Величайший Дворец». Весь комплекс представляет собой роскошный парк, закрытый с трех сторон. Парк спланирован так, что является прямой дорогой к самой главной святыне. В его центре находится оросительный канал, который разделен мраморным бассейном. От него идут дорожки к четырем минаретам.

Чтобы ничто не заслоняло великолепный вид мавзолея, со стороны реки нет никаких построек. Река Джамна в этом месте никогда не находится в покое, поэтому практически невозможно увидеть идеальное отражение Тадж-Махала, что только подчеркивает иллюзорную нереальность.

К самому центру мавзолея ведет огромная лестница. Перед ее началом люди оставляют обувь. Мраморные стены украшены красивейшими мозаиками и тысячами драгоценных камней. Стебли каменных растений сплетаются в искуснейший орнамент с вязью арабских букв, выполненных из черного мрамора. Своды арок над окнами украшают четырнадцать сур из Корана. В центре располагаются две кенотафы (ложные гробницы), а сами склепы находятся под полом. В открытые окна светит солнце, дует легкий ветерок — в зале очень тихо. На стенах вырезаны неувядающие гирлянды нежных каменных цветов, которые вечным ковром покрывают пол и стены.

В 1653 году, когда строительство Тадж-Махала подошло к концу, стареющий император Шах-Джахан решил построить второе здание, точную копию первого, только из черного мрамора, а соединять два здания должен был мост, выполненный из серого мрамора. В нем он хотел устроить мавзолей для самого себя. Но на тот момент, когда страна была полностью разорена непрекращающимися войнами, это было полным безрассудством. Поэтому в 1658 году императора сверг его собственный сын Аурангзеб. Он заточил отца в башне Красного форта в Агре до конца жизни и прекратил строительство. Только после смерти, согласно завещанию, Шах-Джахан соединился со своей любимой женой — его похоронили рядом с ней в одном склепе.

Тадж-Махал в 1983 году был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.